?

Log in

No account? Create an account

Блог Анатолия Белоусова

Info-DVD.Ru

Previous Entry Share Next Entry
Срединный путь
razuznaika
Оригинал данной публикации находится по адресу: http://cyberdengi.com/articles/view/omikron/13/224



Заглавным видео к сегодняшнему посту я решил поставить фрагмент фильма Бернардо Бертолуччи - "Маленький Будда".
Замечу, что это один из моих самых любимых фильмов! Пересматривал его раз двадцать, наверное, и каждый раз - смотрел словно впервые, затаив дыхание и погруившись в полутрансовое благоговение... :-)
Данный фрагмент рассказывает легенду о том, как и когда Будда постиг самую главную истину, которая и стала впоследствии основой его учения...

Эта истина - принцип "Срединного Пути"...

Срединный Путь - понятие буддийских учений Тхеравады и Махаяны. Так же он называется "восьмеричным путём".
Следовать "срединному пути" - значит держать золотую середину между физическим и духовным миром, между аскетизмом и наслаждениями, значит - не впадать в крайности.

На Западе аналогом буддийскму "Срединному Пути" является принцип "Умеренности".
Уже в Древней Греции умеренность (наряду с мудростью, справедливостью и мужеством), считалась одной из четырех величайших добродетелей!

В Древнем Китае одним из значений "Дао" была именно умеренность. Так, согласно даосской терминологии, "Инь" представляет собой вещи, являющиеся женскими по своему архетипу: холод, сырость, зима, восприимчивость, эмоциональность, интуиция, пассивность и т.д. "Ян" представляет вещи, являющиеся по своему архетипу мужскими: жара, сухость, лето, агрессивность, логика, воля, активность…
Тогда как "Дао" оказывается балансом того и другого. "Дао" - это гармония и совершенство. Для того чтобы человеку стать уравновешенным, ему необходимо следовать "Дао", то есть, гармонично сочетать в себе как "Инь", так и "Ян".

В Буддизме, как я уже сказал выше, принцип умеренности оказывается едва ли не тем стержнем, на который нанизывается всё учение Гаутамы.
Суть данной истории такова (озвучиваю для тех, кто не смотрит вынесенные в "шапку" поста видео-ролики, а предпочитает исключительно читать текст самого поста):
Покинув дворец своего отца, принц Сиддхартха Гаутама присоединился к секте аскетов. Шесть лет он жил в лесу, питаясь дождевой водою, похлебкой из грязи или помета пролетающих мимо птиц. Пытаясь таким образом избавиться от страданий, Сиддхартха делал свой ум настолько сильным, что тот забывал о теле. Но вот однажды, он услышал старого музыканта, проплывающего мимо на лодке и говорящего со своими учениками: "Если вы натянете струну слишком сильно, она порвется. Если натяжение окажется слабым, струна не будет звучать…". Внезапно Сиддхартха осознал, что в этих простых словах заключена великая Истина и что все шесть лет он шел по неверному пути. "Путь к знанию лежит посередине, - понял он. - Это линия, проходящая между противоположными крайностями"...

В Кабалистике (от. "Kabbala" - "предание"), древнееврейском эзотерическом учении, основанном на толковании "Пятикнижия", данная идея выражается через систему, называемую "Три Столпа". Первый столп, "Столп Милосердия", символизирует активное мужское начало. Второй, "Столп Жесткости", выражает пассивное женское начало. Между ними располагается "Столп Умеренности".
Первый столп гласит: "Чтобы быть милосердным, нам необходимо иметь мудрость видеть результаты своих деяний и понимать, что победа может прийти через Мудрость и способность быть смелым, а не только через силу".
Значение "Столпа Жесткости" - "Чтобы быть строгим, нам нужно обрести понимание законов Вселенной и силу, дабы правильно исполнять их, но не уступать милосердию, а лишь спра-ведливости".
Расположенный посередине "Столп Умеренности" дает нам понять: "за что бы вы ни боролись, во всем следует искать Основу Красоты, пытаясь избежать как чрезмерной жесткости, так и чрезмерного милосердия". Только так можно добиться удачи!
Если при достижении какой-либо цели кабалист терпит поражение, он смотрит, где именно было утрачено равновесие. Если перевес пришелся в сторону "Столпа Милосердия", для установления баланса он может добавить некоторые характеристики с противоположной стороны, то есть, со "Столпа Жесткости". И наоборот. Таким образом, он неизменно приходит к "Столпу Умеренности".

Как видим, принципу Умеренности (Срединному Пути) уделяется огромное значение в большинстве философских, религиозных и эзотерических учений, как Востока, так и Запада. Умеренность ("Золотая Середина") это то, что позволяет нам двигаться вперед, точно к намеченной цели.

Поэтому, что бы вы ни делали, чем бы ни занимались, всегда избегайте крайностей!
Быть умеренным в мыслях, делах и чувствах, значит на 90% добиться успеха!


И да пребудет с вами великий Будда! :-)





Всем, зафрендившим меня, обещаю немедленный ответный френдинг!


  • 1
золотая середина, например, между умным и глупым - посредственность,
так?

Не так... :)
Правильнее будет построить шкалу, как минимум: "Гений"-"Умный"-"Деградант"
При таком подходе - именно "Умный" - оказывается серединой... ;-)

Вы сейчас пытаетесь "играть в слова", а нужно - оперировать СМЫСЛАМИ...

Быть умным или глупым - это не зависит от нашего выбора. Человек родился либо глупым, либо умным, это не его выбор...
Принцип же УМЕРЕННОСТИ (Срединный Путь, "Золотая Середина")- подразумевает именно ВЫБОР самого субъекта...



(Deleted comment)
Тоже вариант... :)))

кто же тогда делает открытия?

бгг золотая посредственность!


(Deleted comment)
Да, совершенно верно!

Почти — идея для смысла жизни..

Как ни странно, в посте не указано ни единого слова о смысле жизни и даже отсутствует само понятие - "смысл жизни". Однако почти каждое предложение пропитано этим.

Боюсь показаться наивным, но для меня проглядывается едва-едва заметный между строк смысл того, как надо жить: разумно, умеренно, не прибегая к крайностям.

Меня всегда вдохновляли авторы, которые способны описать известную вещь, не называя при этом имени самой вещи. И всем понятно, о чем идет речь.


Edited at 2013-04-01 03:22 pm (UTC)

Re: Почти — идея для смысла жизни..

>для меня проглядывается едва-едва заметный между строк смысл того,
>как надо жить: разумно, умеренно, не прибегая к крайностям.

Вы совершенно правы.
Вы уловили самую СУТЬ моей коротенькой заетки.
СПАСИБО за понимание!
И удачи Вам в делах и жизни!

straw_bag

(Anonymous)
срединный пусть, с т.з. буддийских учений, это путь уменьшения жажды к чувственным удовольствиям без использования крайних методов типа резания вен или сидения на гвоздях...многие путают, что это некое нахождение между аскезой и наслаждениями, типа "бухать не со всей дури, а лишь по праздникам" но это не то, нельзя быть "чуточку беременной", срединный путь это путь к уменьшению чувственной жажды и именно он назван "срединным путем Будды".
А вот насколько интенсивно и в какой степени его практиковать определяется индивидуально.Тхеравадинские монахи не едят после полудня, спят по 4 часа, секс не практикуют к деньгам не прикасаются, имущества не имеют - и это между прочим практика того самого "срединного пути" близкая к идеалу, так как ее описал "великий Будда".

Спасибо за интересное и весьма качественное дополнение!

P.S. К стати, я уже давно понял, что во многих религия, в частности и в Буддизме, Вы разбираетесь ОЧЕНЬ хорошо. Могу ли я Вас попросить поделиться списком тех источников, по которым Вы изучали Буддизм (уверен, в этом списке, непременно, найдется много того, что я еще вообще не читал).

Из всех религиозных учений, именно Буддизм, почему-то, вызывает в моей душе наибольший позитивный резонанс. Вот Библию или Коран - читаю как-то почти вообще без эмоций (а если таковые и возникают, то по большей части негативные - злющие все они там и какие-то невероятно приземленные). Идет простое получение информации, ее осмысление и анализ, размышления, не более...

А восточные сюжеты, точнее - именно Индийские (китайские и японские - в гораздо меньшей степени) - Махабхарата, Трипитака и всё литературное-музыкальное-кинематогрофическое, опирающееся на это, просто завораживают и аж до дрожи пробирают, приводя в состояние какого-то "эмоционального блаженства". Словно я, врнувшись в какое-то мифическое, никогда на самом деле не сущесвовавшее детство, сижу у костра и слушаю как бородатый взрослый, рассказывает мне, маленькому ребенку, эти дивные, продирающие до слез умиления и уносящие душу в самое небо, сказки... :)))

Re: straw_bag

(Anonymous)
Спасибо, конечно, но разбираюсь в буддизме я довольно слабо, есть с кем сравнивать... зачерпнул пару ведер из океана. Трипитака на русский переведена 3, ну максимум 5 %, первая корзина, виная-питака, совсем урывками, потом десятая часть сутта-питаки, а самая глубина, абхидхамма переводов вообще нет, немногочисленные российские тхеравадины выучили (или учат) пали, на котором записан канон, ибо на английском тоже не много.
По тхераваде я бы порекомендовал "чему учил Будда" Валпола Рахула и антологию из Трипитаки "крылья пробуждения" Тханиссаро Бхикху , первая легко найдется гуглом, вторая:
http://dhamma.ru/lib/authors/thanissaro/wings/intro.htm

букварь российских буддистов махаяны - Торчинов "введение в буддологию.курс лекций" (кстати, у него же может заинтересует "религии мира:опыт запредельного" о психотехниках и трансперсональных состояниях в религиях) это можно сказать путеводитель. Есть еще хорошие востоковеды Щербатский и Розенберг, Пятигорский.

По ваджраяне "гарвардские лекции" Далай Ламы, "Каким все является" Оле Нидал, "Слова моего всеблагого учителя" Патрул Ринпоче, Согьял Ринпоче "Книга жизни и практики умирания", вообще литературы по буддизму по каждой традиции такое море, имхо лучшие авторы Чогьям Трунгпа, Джамген Конгтрул, Джампа Тинлей, Ангарика Говинда, Ело Ринпоче, Калу Ринпоче, Дзонгсара Кхьенце. Сущностные наставления школ это ламримы. Но без терминологической базы (Торчинов, введение) делать там нечего.
очень любима буддистами книга Дзонгсар Кхьенце "отчего вы не буддист"

ОГРОМНОЕ(!!!) Вам спасибо, что поделились этой ценейшей информацией!
Направление движения - понял, карту Вы мне дали, буду искать клад! :))
Сомому стыдно, что мои знания буддизма до сих пор находятся на достаточно примитивном уровне - учебники религиоведения, популярная литература(преимущественно по Дзен, типа Д. Судзуки и пр.) и лишь жалкие обрывки текстов из первоисточника(только основная суть, только самое важное и фундаментальное, а по сути - лишь фасад этого грандиозного здания). Пишло время для более глубокого изучния...
Еще раз - БЛАГОДАРЮ ВАС! :)

С искренним уважением,
Анатолий Белоусов.

Edited at 2013-04-06 09:06 pm (UTC)

спасибо за наводку с фильмом Бертолуччи, я с огромным удовольствием его посмотрю

ОБЯЗАТЕЛЬНО посмотрите! Великолепный и очень душевный фильм, очень глубокий!

Согласна, хорошо сказано (пост).
Жаль только, что пока не придёт время что-то осознать, приходится годами сидеть под деревом и поступая... неразумно)

>Жаль только, что пока не придёт время что-то осознать,
>приходится годами сидеть под деревом и поступая... неразумно

Таков закон Эволюции Души - http://razuznaika.livejournal.com/76152.html :)))

О, она поплыла против потока)

Ну, это ж, все же, легенда... :))

А вот... я верю, что может и такое быть :)

«Прямая линия» с Путиным: разбор полетов...

Пользователь vladimir_krm сослался на вашу запись в записи ««Прямая линия» с Путиным: разбор полетов...» в контексте: [...] Путин продолжает вести политику здравого смысла, рационализма, реализма и "золотой середины [...]

«Прямая линия» с Путиным: разбор полетов...

Пользователь alien_xs сослался на вашу запись в записи ««Прямая линия» с Путиным: разбор полетов...» в контексте: [...] Путин продолжает вести политику здравого смысла, рационализма, реализма и "золотой середины [...]

«Прямая линия» с Путиным: разбор полетов...

Пользователь viktorkaushan сослался на вашу запись в записи ««Прямая линия» с Путиным: разбор полетов...» в контексте: [...] Путин продолжает вести политику здравого смысла, рационализма, реализма и "золотой середины [...]

Метод позитивного самопрограммирования

Пользователь televisore сослался на вашу запись в записи «Метод позитивного самопрограммирования» в контексте: [...] условия для развития складываются, когда противоположности гармонично сочетаются в единое целое [...]

Анатолию (razuznaika)

Пользователь novyj_swit сослался на вашу запись в записи «Анатолию (razuznaika)» в контексте: [...] углубляется настолько, что мы перестаём осознавать себя духом, это "снижает" духовность. straw_bag [...]

  • 1