?

Log in

No account? Create an account

Блог Анатолия Белоусова

Info-DVD.Ru

Previous Entry Share Next Entry
Правовая сторона электронной коммерции
razuznaika


В последнее время меня всё чаще стали спрашивать о правовых аспектах интернет-коммерции.
А точнее: какие налоги нужно платить? Какие документы нужны, чтобы заниматься интернет-коммерцией? Нужно ли этот бизнес легализовывать, чтобы не возникли проблемы?..

Попробую суммировать все эти вопросы и в самых общих чертах дать на них ответ...


Для начала давайте рассмотрим чисто практическую сторону данного вопроса. То есть, определимся с тем, что и как вам надо ДЕЛАТЬ, чтобы не попасть впросак и чтобы всё у вас было «абсолютно легально», а любым проверяющим органам – просто не к чему было бы придраться.

Соблюдать законность и двигаться в сторону легализации своего бизнеса или же оставаться «сетевым анархистом» и теневиком – решать вам и только вам. В последнем случае вы можете приступать к работе, не особо заботясь о последствиях своей деятельности. Тем же, кто хочет подстраховаться и иметь твердые гарантии собственной безопасности и безопасности своего бизнеса, не помешает предварительно произвести ряд не сложных, но весьма полезных действий.

В первую очередь, вам следует посетить налоговый орган по месту жительства и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Это совершенно необременительная процедура. Вам все подробно объяснят на месте, расскажут, что и как нужно сделать, и вы управитесь буквально за два-три дня.

Почему выгоднее регистрировать именно ИП (ПБОЮЛ), а не организовать, к примеру, ООО?

Смотрите сами:

Минусы ИП – плюсы ООО

Минус первый. ИП отвечает по обязательствам своим имуществом. ООО – учредители не отвечают по обязательствам ООО. В случае проблем, учредители ООО потеряют только вклад в уставной капитал общества. ИП же может потерять квартиру, машину и прочее. Разумеется, если вы намерены залезать в кредиты или совершать разные авантюрные манипуляции. В случае интернет-предпринимательства ничего этого близко не требуется, а значит – данный минус нас с вами никоим образом не касается!
Минус второй. Многие крупные, и даже не крупные компании не хотят иметь дела с ИП-шниками. На чем основано это – непонятно. Но почему-то, ООО с уставным капиталом в 10 тыс. предпочтительнее ИП, отвечающего в случае чего всем своим имуществом.
Минус третий. ИП обязан платить фиксированные взносы в ПФ независимо от того, ведет он деятельность или нет. ООО в случае не ведения деятельности и отсутствия на балансе имущества, никаких налогов не платит.
Минус четвертый. ИП практически всегда должен руководить бизнесом сам. Если учредители ООО могут нанять директора, который будет без доверенности представлять ООО, то у ИП директоров не бывает. Представительство ИП возможно только по нотариально заверенной доверенности. Таково требование гражданского законодательства.

Минусы ООО – плюсы ИП

Минус первый. ООО гораздо(!!!) тяжелее и дороже регистрировать, чем ИП. Требуется значительно больше регистрационных документов. Придется нанимать специалистов для открытия ООО. Тогда как ИП для регистрации достаточно паспорта и присутствие его самого. Соответственно, и закрытие ИП намного проще и быстрее.
Минус второй. ООО обязано соблюдать «Порядок ведения кассовых операций». Наличная выручка должна сдаваться в банк, хранить ее, даже в сейфе, нельзя. Отсюда следует совершенно парадоксальная, идиотическая ситуация – мы не можем распоряжаться своей собственной наличной выручкой просто так, по своему усмотрению. Эта выручка принадлежит не нам, а «организации». Превратить ее в свою собственность мы можем только совершив определенные действия.
На ИП Порядок кассовых операций не распространяется (с 1-го января 2012 года – данный маразм начал распространяться и на ИП, благо – обойти его ИП-шникам всё же можно: см. «Приложение-1» в конце книги). И вся выручка, полученная от ведения предпринимательской деятельности, хоть наличными, хоть на счет в банке, является собственностью ИП. И отчитываться, куда он ее тратит, он не обязан.
Минус третий. ООО обязано вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность, если оно не на УСН. При этом, даже при УСН, если дивиденды распределяются, бухучет придется вести – так требует Минфин. ИП не ведут бухучет. И, соответственно, не сдают бухотчетность. Только «тетрадка ИП-шника» и декларация.
Минус четвертый. У ООО в разы больше некоторые штрафы. Например, за непробитие чека ККМ на организацию могут наложить штраф до 40 тыс., а на ИП – только до 2 тыс. Кроме этого, налоговые органы имеют право снять во внесудебном порядке с ООО до 50 тыс. штрафа, а с ИП – только 5 тыс. Да и то, при наличии у ИП расчетного счета.
Минус пятый. ООО обязано иметь печать и расчетный счет в банке. ИП может обойтись и без них.
Минус шестой. ИП не платит налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности. ООО на ОСНО – платит.
Минус седьмой. Если у вас будет много оборудования для ведения бизнеса, то в ООО вам придется каким-то образом его легализовывать – вносить в уставной капитал, арендовать или дарить фирме. ИП не обязан отчитываться на каком оборудовании он работает, и откуда оно взялось.

Как видим, при регистрации ООО – сплошные проблемы, даже собственными деньгами распоряжаться свободно, и то не сможете! При открытии ИП проблем таких на порядок меньше!
Почему же многие недалекие интернет-предприниматели открывают не ИП, а ООО? Если сказать коротко – потому что юридически безграмотны! Ну, а если разложить подробнее, получим примерно следующее…

Во-первых, это так называемые «Понты». Круто быть юр. лицом, типа. Можно даже назваться ООО "Киберсант", а не просто ИП Пупкин.
Во-вторых, есть возможность заключать договора от юр. лица (на 80% – это тоже «понты», но на 20%, действительно, некоторые конторы только с юр. лицами и работают).
В-третьих, снятие с учредителей материальной ответственности (как уже было сказано, имеет смысл лишь в случае взятия кредита или намерения влезать в разные сомнительные авантюры).
Вот и все, пожалуй...

На 80-90% – ООО, это именно «понты» и ничего более! На оставшиеся 10-20% – возможность работать с другими юр. лицами, которые не работают с ИП (для киберсантинга – вещь совершенно не актуальная).

Итак, вывод однозначен – регистрируем ИП!

Ваша основная цель – зарегистрироваться (в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г.) и получить СВИДЕТЕЛЬСТВО о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального (частного) предпринимателя, которым подтверждается, что в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена запись о государственной регистрации вас индивидуальным предпринимателем за соответствующим основным регистрационным номером.

Тяжеловесная формулировочка?
Ничего-ничего…
Привыкайте!
Юриспруденция вообще нудная штука, но коли уж решили делать все по Закону – надо и мыслить соответствующими категориями, и изъясняться на соответствующем языке. Перекреститесь, вдохните поглубже и поехали дальше…

Кроме СВИДЕТЕЛЬСТВА вы получите выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, содержащую о вас все основные сведения.

Осуществляется регистрация инспекцией Федеральной налоговой службы по вашему места жительства. Туда вам и будет нужно явиться, и подать заявление о желании зарегистрироваться в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К заявлению нужно приложить: копию паспорта, копию ИНН, квитанцию об уплате государственной пошлины за регистрацию…
Позаботьтесь об этом заблаговременно, а так же заранее купите скоросшиватель для заведения вашего регистрационного дела.
Но еще раньше, прежде чем идти в инспекцию с заявлением, вам необходимо решить какими видами экономической деятельности вы станете заниматься.

Типовые названия видов экономической деятельности и их коды перечислены в документе с грозным названием ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

ОКВЭД – это часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК). Создан он на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС).

Состоит ОКВЭД из 17 основных разделов:

1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
2. Рыболовство, рыбоводство
3. Добыча полезных ископаемых
4. Обрабатывающие производства
5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
6. Строительство
7. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
8. Гостиницы и рестораны
9. Транспорт и связь
10. Финансовая деятельность
11. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
12. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
13. Образование
14. Здравоохранение и предоставление социальных услуг
15. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
16. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства
17. Деятельность экстерриториальных организаций
 

Полный вариант данного документа вы можете найти на сайте –www.consultant.ru (кстати, весьма полезный ресурс! Советую взять «на карандаш»).
Рекомендую вам выбрать следующие виды экономической деятельности:

52.61. - Розничная торговля по заказам;
52.63. - Прочая розничная торговля вне магазинов;
72.60. - Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий.
 

Еще вы должны выбрать для себя подходящую систему налогообложения. Для индивидуальных предпринимателей предусмотрены следующие системы налогообложения:

- Общая система налогообложения;
- Упрощенная система налогообложения;
- Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
 

Последнее к нам вообще никаким боком не относится, но для полноты картины назвал и его. Кто знает, а вдруг вы кукурузой через Интернет торговать надумаете?!.

Лично я считаю, что для интернет-предпринимательства как нельзя лучше подходит УПРОЩЕННАЯ система налогообложения, ее вам и следует выбирать. Платить в этом случае вы будете ЕДИНЫЙ налог (а не «налог на доход физических лиц + НДС + налог с продаж + налог на имущество + единый социальный налог», как было бы в случае общей системы налогообложения). Налоговым периодом, за который уплачивается налог, считается календарный квартал.
Объектом налогообложения по упрощенной системе признаются:

- Доходы;
- Доходы, уменьшенные на величину расходов.
 

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, то есть – вами!
А поскольку объект налогообложения не может меняться в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения, отнеситесь к выбору того или иного вида налогообложения очень ответственно!

Соответственно различаются и налоговые ставки:

В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%;
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в 15%.

Думаю, не стоит объяснять, какую из двух налоговых ставок выгоднее всего выбирать интернет-предпринимателю. Ведь себестоимость инфо-товара практически равна нулю! Или очень низка по сравнению с отпускной ценой.
Допустим, ваш обучающий видео-курс, распространяемый на DVD стоит 3.500 руб. Ясно, что порядка 500 руб. пойдут в расходы (себестоимость диска + почтовые и прочие расходы), таким образом, чистая прибыль составит около 3.000 руб.
Что лучше – платить 15% налога с 3.000 руб. или 6% с 3.500 руб.?!.
А если вы продаете ваш e-book через Сеть и сумма расходов на единицу товара составит вообще копейки?!.
Комментарии нужны?..

Для применения упрощенной системы налогообложения («упрощенки») вам необходимо подать заявление в ту же инспекцию и получить уведомление о возможности применения «упрощенки» в вашем регионе.
Кроме единого налога, индивидуальные предприниматели должны были платить (до 2010 года) страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд на выплату страховой и накопительной частей пенсии.
Однако с 1-го января 2010 года вступили в силу два новых закона:

Федеральный закон ОТ 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;
Федеральный закон ОТ 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”».

Эти законы отменяют единый социальный налог и восстанавливают понятие страховых взносов, исчисленных и уплаченных в Пенсионный фонд, фонды медицинского и социального страхования.
При этом функции администрирования (контроля исчисления и уплаты), а также учета и взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование возлагаются на Пенсионный фонд.
В связи с этим, с 01 января 2010 года индивидуальные предприниматели самостоятельно рассчитывают суммы обязательных платежей, исходя из стоимости страхового года; уплату за текущий год производят либо частями, либо полностью в течение всего года, но не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Платежи перечисляют отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства с указанием в платежных поручениях кодов бюджетной классификации (КБК).

Так же, в соответствии со ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01 2002 г (в редакции от 14.07.2008г.) все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, в том числе индивидуальные предприниматели, должны осуществлять расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании пункта 3 Приказа Ростехнадзора РФ от 05.04.2007 № 204 (в ред. Приказа Ростехнадзора от 27.03.2008 № 182) «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду», расчет представляется плательщиками не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим отчетным кварталом.

Если раньше единый налог уплачивался согласно налоговым декларациям, которые индивидуальный предприниматель предоставлял ежеквартально в налоговую инспекцию. То, начиная с 2009 года, налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (ваш единый налог), предоставляется в налоговый орган по месту вашей регистрации один раз в год. Однако сам налог платить нужно, как и прежде, ЕЖЕКВАРТАЛЬНО!

Суммы для уплаты целесообразнее всего рассчитывать согласно «Книги учёта доходов и расходов», которую вы должны аккуратно заполнять в прошнурованном виде.

Что еще?..

Наверное, и этого вам более чем достаточно. Если возникнут вопросы, обращайтесь в свою налоговую инспекцию по месту жительства. Там вы сможете также принять участие в семинарах, которые регулярно проводятся с вновь вставшими на налоговый учет налогоплательщиками.
Наши законодатели постоянно вносят все новые и новые дополнения и изменения, за которыми нужно очень внимательно следить, так как незнание законов и правил (а так же, вносимых в них изменений и дополнений) не освобождает от ответственности за их несоблюдение или нарушение.

   
   


   


  • 1
Вы - молодец, стараетесь во всем разобраться. Я регистрировала ИП через сервис МоеДело, там можно распечатать все документы для регистрации бесплатно. Сначала тоже хотела вести учет сама, сначала казалось, что все хорошо. Но наступил новый учетный год, поменялись бланки отчетности, поменялись КБК, еще какие-то измения, за которыми мы не уследили, итог - первый штраф. И я заметила, что в налоговом законодательстве эти изменеия - норма, а не исключение, чтобы за всем следить, нужно постоянно держать руку на пульсе, или нанимать бухгалтера. Тогда вернулась к МоемуДелу, сейчас все документы у меня в порядке, отчеты сданы вовремя, налоги тоже, при моем минимальном участии

  • 1