?

Log in

No account? Create an account

Блог Анатолия Белоусова

Info-DVD.Ru

Previous Entry Share Next Entry
Воскресный флуд: игрушечная философия...
razuznaika


Автобус выехал со станции в половине седьмого. Народу было не много и Николай по старой, укоренившейся с самого детства привычке, занял место возле кабины водителя. Во время поездки он любил смотреть на дорогу, на встречный поток машин… Было в этом что-то завораживающее. Впрочем, на этот раз дорога очень скоро ему наскучила. Сначала в голову лезли разные мысли, большей частью о Мории и Лабиринте, затем его внимание привлек разговор. На противоположном сиденье расположились два паренька. С самого автовокзала они о чем-то оживленно спорили. Поначалу Николай слушал их вполуха, затем, мало-помалу, увлекся и начал вслушиваться более внимательно.

Разговор шел о Боге...

- Да говорю же тебе, это абсурд! - выходя из себя, чуть ли не кричал один из них, белобрысый и тощий. - Вселенная не нуждается ни в каком Верховном Управителе, она сама в себе заключает вечное начало.

- Бог сам в себе заключает вечное начало, - спокойно, с оттенком легкого превосходства возразил другой.

На нем была совершенно невообразимая полосатая кепка громадных размеров, которая ежеминутно съезжала ему на глаза и он то и дело поправлял ее.

- Ну вот, заладил: Бог, Бог. Да кто он вообще такой, этот твой бог? Бородатый мужик на облаке? Трупного цвета юноша, восседающий на лотосе, с дудкой в зубах? Или, может быть, медный Будда в храме?

- И то, и другое, и третье. И в то же время, ни одно из всего перечисленного.

- Пошло-поехало! Ты начинаешь рассуждать, как последний кришнаит на площади.

- А ты, Дрыга, тормоз, если не понимаешь таких простых вещей. Разуй глаза и посмотри вокруг. Тебя чему учили в твоем универе? Если есть следствие, должна быть и причина. Обрати внимание на то, как гармонично устроен мир. Как сложно и как разумно. Что это, по-твоему, случайность? Жизнь на Земле существует три с половиной миллиарда лет, причем не просто зародилась и существует, а целенаправленно развивается. Значит это уже не случайность, а цепь, чреда непрерывных "случайностей", то бишь закономерность. Да и сама случайность, если уж на то пошло, есть ни что иное, как проявление все той же закономерности…

- Необходимости, - сердито поправил белобрысый.

- Пусть необходимости, какая разница! Это и в твоем диамате написано, если ты конечно хоть раз в него заглядывал.

Он замолчал, поправил съехавшую на глаза кепку и продолжил:

- Ну, так вот, что же послужило причиной возникновения Вселенной, если не Бог? Кем созданы все те законы, по которым она развивается, если не Богом, и кто (или что) поддерживает эти законы неизменными в течение вот уже более двадцати миллиардов лет?

- Законы, о которых ты говоришь, есть неотъемлемый атрибут материи. Они возникли вместе с материей и…

- Возникли! - перебил Полосатый и поправил кепку.

- Да возникли, если ты имеешь в виду теорию Фридмана. Но Большой Взрыв, это большой взрыв, а никакой не "акт творения".

- С какой же, по-твоему, стати он произошел, этот Большой Взрыв, если все по той же теории Фридмана вне точки сингулярности ничего не было, даже пространства и времени, а в самой точке время остановилось? Кто дал толчок, импульс к расширению, а? И что это за самовозникающий атрибут? Стул может иметь четыре ноги, но заявление, что четвероногостью он наделил себя сам, мягко говоря, нелепо!

Во дают! - подумал Николай с восторгом и удивлением. - "Мы с приятелем на пару зарубили муравья…". Невероятное что-то!..

Разговор продолжался.

- Религия, это вопиющая нелепость, - настаивал Дрыга. - Одна религия утверждает одно, другая - другое. Не лучшее ли это доказательство того, что все они заблуждаются?

- Можно подумать, ты прочитал хоть одну религиозную книгу.

- Не читал, но знаю.

- То-то и видно, что не знаешь. А если б читал и сравнивал, то не говорил бы подобной ерунды.

- А ты читал и сравнивал?

- Сравнивал.

- И чего же ты там насравнивал?

- А то и насравнивал. Если откинуть ту мифологическую оболочку, ту скорлупу, под которой спрятано основное ядро любой религии, то сразу увидишь насколько эти религии схожи. Сущность их едина и учат они, по сути дела, одному и тому же.

- И то, чему они учат - Истина! - скривился Дрыга.

Полосатый ответил не сразу.

- Истина, - проговорил он немного погодя, - но не полная. Нельзя отождествлять то или иное представление о боге, с самим Богом, с Его сущностью…

- Я что-то не понимаю, - заволновался Дрыга, - ты веришь в Бога, но отвергаешь религию?

- Да. Религия и Бог - две разные вещи (как секс и любовь). Представления о Боге в разных религиях расходятся и это не случайно. По сути дела, эти представления есть лишь отражение Бога объективного в коллективном сознании той или иной группы людей. И как любое отражение, оно подвержено более или менее значительным искажениям. Чего же тут удивительного и как это может опровергать существование самого Бога? Ты же не станешь отрицать существование, ну скажем, Йемена на том лишь основании, что разные люди, побывавшие там, описывают его по-разному. Наши точки зрения на тот или иной предмет могут сильно расходиться, но ведь это же не является доказательством того, что сам предмет объективно не существует! Да, представления человечества о Боге менялись с его, человечества, развитием. Но ведь точно так же менялись и представления человечества о природе, об окружающем нас мире. Значит ли это, что окружающий мир есть лишь плод нашего воображения?

- Ты, Барик, рассуждаешь как наш профессор, - усмехнулся Дрыга, - вот только рассуждаешь о диаметрально противоположном.

- Ну, так вот, - продолжал, видимо очень польщенный, Полосатый, - вместо того, чтобы проповедовать Бога как такового, вместо того, чтобы искать Бога Живого и Объективного, религии грызутся между собой, отстаивая каждая свой миф. За внешней формой Бога, за его мифологической оболочкой, они перестали видеть божественную сущность, сердце и душу Его. Каждая религия утверждает, что права она и только она, а все остальные религии заблуждающиеся и ложные. Ну, какой здравомыслящий человек после этого пойдет за ними?

- Религии религиями, но ведь мы-то начали разговор не о том, - напомнил Дрыга. - Что же, в таком случае, есть Бог? Каким ты Его себе представляешь, если отвергаешь Его религиозный облик?

- Я? Хм… - Барик поправил кепку. - Тут сразу не ответишь. Это очень сложный вопрос… хм…

- Ну вот, - обрадовался Дрыга, - треплешься, треплешься, а как задали прямой вопрос, так сразу в кусты.

- Бог - это всё! Всё, что нас окружает. Он находится не где-то там, за облаками, но вокруг и внутри нас. Условно Вселенную можно разделить на материальную и духовную. Материальная ее часть есть "тело Господне", а духовная - "Его душа". Человек подобен Богу в том смысле, что он так же состоит из души и тела. Я надеюсь, существования духовной части Вселенной ты не станешь отрицать?

- Стану, - отрезал Дрыга. - Дух, или сознание, есть свойство высокоорганизованной материи специфическим образом отражать объективный мир. Так нас, по крайней мере, учат. В неживой природе сознание отсутствует.

- Понимаю. Спор о том, что первично?

- Именно.

- И ты, конечно, считаешь, что первична материя?

- Конечно. А ты нет?

- А я нет. В моем понимании вопрос о первичности вообще снимается.

- Как так? - удивился Дрыга.

- А вот так! Вспомни свой диамат, что там сказано? Закон единства и борьбы противоположностей. Любая вещь есть единство заключенных в ней противоположностей; противоположности не могут существовать друг без друга. Пример с полюсами магнита: если исчезает одна противоположность, то автоматически исчезает другая, и наоборот. Что из этого следует?

- Что следует?

- Неразрывность, балда! Если Вселенная вечна, то вечны и составляющие ее противоположности: вечна материя - вечен и дух. Если же нет, то появление одного из начал с необходимостью, сию же минуту приводит к появлению другого. Отсюда: вопрос о первичности снимается.

- Софистика, - неуверенно пискнул Дрыга.

Софистика! - подумал Николай, и тут же усомнился, - а может и не софистика, черт ее знает!..

- Бог в нас и вокруг нас, Бог - это всё! - с видом сумасшедшего пантеиста вещал Барик (кепку свою он снял и засунул в карман). - Духовная наша часть подобна Богу качественно, но отличается от Него количественно. Все, что нас окружает, имеет душу - все живое: животные, растения, камни… Разница лишь в состоянии пробужденности сознания этих душ. На заре творения Бог отделил от Себя часть Своей духовной субстанции (в силу неизвестных для нас причин, лишившейся осознания Его), облекая ее в материю. Так появились Индивидуальные Души. Их цель - развитие и самосовершенствование, направленные на возвращение обратно к Богу. Мы тоже были камнями, растениями, животными… Они, в свою очередь, станут людьми, а их место займут новые Души. Проходя стадию за стадией и становясь, все более и более совершенной, каждая отдельная Душа вновь сливается с Душой Божественной, не утрачивая, впрочем, своей индивидуальности но, расширяя ее до божественной, а значит, обретая свою истинную, изначальную, высшую индивидуальность. Я - часть Господа, корова - часть Господа, ганджубас - часть Господа, этот автобус - тоже часть Господа. Мы едины! Мы все являемся одним и тем же - Богом! Развитие Божественной Души, души бесконечной, уже достигшей наивысшей степени совершенства но, несмотря на это, продолжающей совершенствоваться дальше, немыслимо вне и без развития Душ Индивидуальных, ограниченных и несовершенных…

- Пошли, - Дрыга пихнул его в бок, - выходим.

Барик так увлекся, что едва не пропустил свою остановку.

Сойдя с автобуса, оба направились к лесу. Барик оживленно жестикулировал, Дрыга уныло плелся рядом. Глядя на них, Николай улыбнулся. Этот Дрыга, по всей видимости, учится на философском отделении, - подумал он. - Второй вряд ли, хотя языком треплет куда лучше будущего "Анаксимандра". Тот ему и в подметки не годится. А тему-то, тему какую выбрали! Вот тебе и "два литра прикола"!..

Вышел он на конечной. Андрей достал ему хорошую карту, компас он привез свой. Путь лежал на юго-восток. Обогнув садовый массив, он углубился в лес. Гору, прекрасно видимую с шоссе, теперь закрывали сосны. Лес оказался темным и мрачным. Толстые, поросшие мхом стволы деревьев, мягкий ковер из прошлогодней хвои. Ни один луч света не пробивался сюда. Очень часто дорогу преграждали полусгнившие стволы поваленных то ли ветром, то ли временем сосен, а иногда и целые завалы. Никогда раньше Николаю не приходилось пользоваться компасом, поэтому, раз выбрав направление, он неукоснительно старался его придерживаться и все попадавшиеся на пути преграды не обходил, а перелезал. Понятно, что это было неудобно и утомительно.

Отойдя от шоссе километров на десять-пятнадцать, Николай выбился из сил и присел отдохнуть. Здесь, "вдали от цивилизации", он чувствовал себя слабым и беспомощным. Лес давил его своей массой, угнетал мрачной величественностью, и если говорить начистоту, даже немного пугал.

Выкурив сигарету и тщательно затушив окурок, Николай двинулся дальше. Минут через тридцать ходьбы лес неожиданно расступился и он очутился у подножья горы. (…Мориа!..) Градусов на сорок к востоку, от того места, где он стоял, на поросшем кустарником и чахлыми елочками склоне, возвышалась громадная каменная глыба, формой и очертаниями напоминающая перевернутый тетраэдр. Сердце у него учащенно забилось. На карте это место Андрей обозначил крестиком. Жирным таким крестищем. Камень выглядел настолько странно и необычно, и так явно выделялся на фоне окружающего пейзажа, что не заметить его или спутать с каким-либо другим было просто нельзя. Несомненно, этот камень и есть тот самый знак. Знак, о котором Николай так много читал и думал.

Убрав в карман не нужный более компас, он бросился к камню, с трудом продираясь через цепкий колючий кустарник...


Продолжение здесь: http://razuznaika.livejournal.com/119478.html

*В шапке к посту использована картина Виталия Уржумова "Игрушечная философия".








  • 1
Конечно, религия-это не Бог.
Я никогда не скажу,что я религиозен.
Меня это как то коробит.
Я верующий.
А вот о Боге говорить можно много и долго.
Скажу одно,вера в Бога мне помогает жить.

  • 1