?

Log in

No account? Create an account

Блог Анатолия Белоусова

Info-DVD.Ru

Previous Entry Share Next Entry
Мировоззрение
razuznaika


Очень давно, в VII веке до н.э., в Древней Греции появляется философия – особое видение и описание мира, пришедшее на смену мифологическому образу восприятия действительности. Античная греческая и греко-римская философия имеет более чем тысячелетнюю историю. Но на протяжении всего этого срока отличительной ее чертою остается то, что изучение мира осуществлялось по двум основным направлениям: постижение объективной реальности (физис, космос) и постижение реальности метафизической (интеллигибельной, субъективной).

Такой расклад сил, с незначительными колебаниями то в ту, то в другую сторону, просуществовал до начала средневековья, когда христианская церковь объявила себя единственным монополистом на истину и произошел резкий перевес в сторону метафизики. О том, во что это вылилось, лучше не вспоминать. Равновесие было нарушено, гармония утрачена. Согласно принципу адекватного отражения, маятник не мог не качнуться в противоположную сторону, что в скором времени и случилось...


В первой половине XVII века, когда к власти рвалась набиравшая политическую и экономическую силу буржуазия, внимание философов и ученых резко переключается на изучение внешнего мира. Естественные науки переживают такой расцвет, которого история предыдущих веков еще не знала. Капиталистический способ производства стимулировал развитие науки, направленной на проникновение в тайны материального мира. Спрос, как известно, рождает предложение. С каждым новым успехом ученых-естествоиспытателей ряды философов-идеалистов редели все сильнее и сильнее. А материалистическая наука не может существовать без соответствующей идеологии, которая основного своего врага видела именно в метафизике, именно в религии, так долго и так безжалостно угнетавшей своих оппонентов.

В лагере ученых произошел «раскол». Идеология, это определенная точка зрения, идея, возведенная в ранг догмы, уверовавшая в свою непогрешимость и абсолютность, в свою незыблемость. То, что мы наблюдаем в наши дни, есть не победа Истины, не победа науки, а именно победа материалистической идеологии.

Все мы прекрасно знакомы с ньютоновской физикой, но мало кому известно, что в космологии Ньютона предполагалось существование Бога-творца, что в познавательных целях он использовал Священное писание, пытаясь расшифровать, к примеру, пророчества Даниила. С именем Лейбница мы связываем универсальные алгоритмы вычисления истины, однако, его учение о монадах, неделимых духовных единицах, каждая из которых управляет определенным фрагментом видимого мира, отвергается нами как глупое заблуждение.

Что мы от этого выиграли? О, конечно же, очень многое! Наше господство над природой с каждым днем растет и крепнет. Говоря о "могуществе Человека" мы обчно подразумеваем именно это могущество – могущество над окружающим нас материальным миром.

А что мы потеряли? Думаю, гораздо больше, чем то, что уже сумели и сумеем получить от природы когда-либо в будущем. Человек растворился, человек утратил свою духовную сущность и смысл бытия. Кроме того, вне сферы нашего изучения осталась такая область явлений и фактов, которую не смогли бы вместить в себя не то, что одна, тысячи, миллиарды материальных вселенных. Погнавшись за копейкой, мы потеряли несравненно больше, чем просто рубль.

По-моему, любому образованному человеку понятно, что идеализм и материализм должны быть, наконец, уравновешены. Почему в античной философии мы наблюдаем такой бурный расцвет, такой взлет мысли? Почему практически весь круг философских проблем был выведен именно тогда? Да потому, что в античной философии существовало равновесие между двумя крайними взглядами на «бытие и сознание»! «Идеализм» и «материализм» существовали на равных. Именно это давало такой мощный импульс для развития мысли, для духовного роста человека.

В дальнейшем верх взяло идеалистическое направление (средневековье) и развитие философии как бы замерло, остановилось. Потом (история нового времени) идеализм вытесняется материализмом и в настоящее время господство идеологии материализма достигло своего апогея. В итоге – тот же застой в развитии, та же духовная деградация. В сущности, в области философии со времен античности не было открыто ничего принципиально нового! Так, может быть, пришло время снова уравновесить противоположности? Может быть, тогда нам откроется нечто, о чем мы пока и не подозреваем?..




К чему я все это рассказываю?

Мне бы хотелось донести до вас очень простую и вместе с тем невероятно важную мысль: любое знание, доступное человеку, всегда относительно!

Существенная часть наших знаний есть истолковывание чувственных восприятий при помощи разума (использование приборов, в данном случае, есть лишь расширение диапазона действия наших органов чувств). Однако одни и те же чувственные восприятия (результаты опыта) могут быть истолкованы сотней различных способов. Указать же, которое из всех возможных толкований наиболее точно отражает действительность, мы не в состоянии, ибо снова сталкиваемся с проблемой толкования (перетолковывания).

Насколько разум служит для нас орудием познания, настолько же он может явиться средством, вводящим нас в заблуждение. Общественная практика в данном случае критерием истинности знания служить не может: истолкованное по-разному, на практике может действовать (или не действовать) одинаково, и напротив – действующее (или недействующее) одинаково, может быть истолковано разными способами. Практика – критерий относительной истинности наших знаний.

Абсолютное знание о внешнем мире подразумевает полное теоретическое и эмпирическое знание о нем в прошлом, настоящем и будущем. Но в силу ограниченности, в силу специфики своих качеств, человек может лишь приближаться к абсолютному теоретическому пониманию мира и в еще меньшей степени к знанию эмпирическому, полному и всеобъемлющему, охватывающему всю Вселенную. Более того, непрестанное развитие Вселенной всегда будет опережать человеческое знание о ней (и никакая способность предвидения, никакие расчеты не могут выступать здесь критерием абсолютности), а это – еще один аргумент в пользу того, что любое наше знание относительно.

Построение любой концепции начинается с принятия некоторых первичных фактов в качестве аксиом, то есть бездоказательно, произвольно. Но может ли у нас быть абсолютная уверенность в том, что истинны (абсолютно истинны) именно данные аксиомы? Все, что мы знаем, в значительной степени принимается нами «на веру», а потому говорить: «я знаю!» следовало бы как можно реже. Честнее и правильнее будет: «я верю!», или же: «я верю, что знаю!..»

Какие из данной теории можно сделать выводы?

Во-первых, это относительная приемлемость любых(!) точек зрения, любых концепций, с той оговоркой, что каждая из них несет в себе лишь частицу абсолютной истины, но несет ее непременно! Терпимость и уважение к другим точкам зрения, другим концепциям, отличным от данной, ибо в силу относительности нашего знания мы не можем абсолютно точно знать, кто из нас более прав, а кто более заблуждается. Нет никакого противоречия между самыми различными и антагонистичными концепциями. Такое противоречие всегда является лишь кажущимся, ибо исходит не из Сущности предмета, а из его Формы. В своей же сути всё в этом мире совместимо и все только взаимодополняет одно другое.

Во-вторых, это отказ от абсолютизации (возведения в догму) любого, даже самого «достоверного» и «абсолютно истинного» на первый взгляд знания. Ибо любая абсолютизация подразумевает неизменность и завершенность, но одно из основных свойств мироздания – непрестанное динамическое развитие и совершенствование.

В-третьих, ценность преимущественно индивидуального знания для каждого отдельного индивида, перед знанием общечеловеческим, имеющим первостепенную значимость для всего человеческого сообщества (но ни в коем случае не отрицание последнего!). Поиск каждым индивидом «своего знания» без отрыва от «знания общего».

И, наконец, в-четвертых, осознание того факта, что любое наше знание, в такой же точно мере является незнанием (заблуждением). Отказ от стремления, на данном этапе развития, к абсолютной истине, как таковой, как к объективной величине. Понимание того, что относительность нашего знания проистекает именно из сопоставления его с абсолютной истиной, и что для нас наше относительное знание является знанием «абсолютным»…
 








  • 1
Привет)ствую)
Забавная черепашка сверху)
Недавно обсуждали эту тему у красавчика,здесь как раз те моменты,которых мне не хватало высказать там)

>здесь как раз те моменты,которых мне не хватало высказать там

Я не жадный... :)
Смело берите и высказывайте, хоть от своего имени... :))

Ну уж нет,я всегда ссылаюсь на автора.Ибо даже если копипаста,это тоже труд найти на просторах интернета нужную информацию.И потом,копипаста бывает очень интересной,а если и дополненная своими мыслями и экзертерсами , то вдвойне ценна.

Стараюсь тоже придерживаться аналогичных принципов...

Как у вас дома дела,как ваши йожисты поживают?

Да с ними-то все нормально! :))
СПАСИБО, что интересуетсь!
Все собираюсь написать о них пост, но как-то не получается (настроение не то)...
А я вот немножко приболел... :(
Но ничего! Скоро болезнь победю! :))

А у меня сопливистость тоже намечается нынче)Но лечусь я усиленными покатушками на велике)

А меня вирусня какая-то атаковала... :((

Лечит обычно оптимизм,главное таблеток не пить.
Организм молодой,справится.

Обычно так и делаю: у здорового духа - здоровое тело! :))
Таблетки - это уже в крайнем случае или когда ЭКСТРЕННО (но ненадолго) нужно привести себя в норму (точнее - создать для окружающих видимость нормы)...

Очень интересная статья ,из всего прочитанного главное -это то ,что человек погнался за материальным ,за радостями жизни , и духовную свою половину он с каждым разом теряет все больше и больше

>Очень интересная статья

Спасибо!

Мировоззрение

Пользователь viktormaclaud сослался на вашу запись в записи «Мировоззрение» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мировоззрение [...]

А какое мировоззрение? Материальным поглощены мы все.Некогда нам обратить свое внимание на свой внутренний мир. Послушать себя, ужаснуться от того, во что превратился-на это время у человечества нет.
И это грустно.
Интересные мысли Вы изложили.
Понравилось.
(репост, как раньше сделать не могу, более мне не разрешают видеть жетоны, наказали как бы).

Edited at 2013-09-15 11:09 pm (UTC)

а раз понравилось,то почему бы просто так не взять запись и тем самым отблагодарить автора?)

И ты знаешь, ничего сложного.

Мировоззрение

Анатолий, я в своем посте написал один из вариантов того, как человек подсознательно начинает менять свое мировоззрение. http://greystray1.livejournal.com/

Re: Мировоззрение

Большое спасибо за ссылку. Добавил в "закладки" и вечером, как только буду дома, с интересом почитаю Вашу статью!

Рад ЖЖ знакомству !
Сергей, отец, муж, юрист, предприниматель, хренодел, винодел и прочее субъективно об объективном .

>Рад ЖЖ знакомству

Взаимно! :))

Мировоззрение

Пользователь slavikap сослался на вашу запись в записи «Мировоззрение» в контексте: [...] Оригинал взят у в Мировоззрение [...]

Да, мы знаем так мало о мире, и так уверены в своем "знании"...

Солидаризуюсь... но верх всегда берут упёртые...

  • 1