Блог Анатолия Белоусова

Info-DVD.Ru

Previous Entry Share Next Entry
Китайский профессор - о русских и о России...
razuznaika

     
Мнение китайского профессора о России и русских. Мне показалось любопытным. У нас в РФ все СМИ мгновенно сообщают любое мнение о нас со стороны самого ничтожного англосакса. И в то же время почти ничего нет об отношении китайцев и вообще азиатов к событиям в России. Возможно, потому, что владеющих китайским языком мало.
Вот, восполняю пробел обширными цитатами отсюда:   http://www.warandpeace.ru/ru/analysis/view/43219/
     
«В 1989 году Горбачев провозгласил идею "общего европейского дома", проявив тем самым редкую для Советского Союза позицию "заискивания" перед Европой. Однако Европа отнюдь не горела желанием заключить в свои объятия огромного северного медведя. Этому мешали идеологическая пропасть времен Холодной войны и традиционная для европейцев надменность. Чувствительные и эмоциональные русские, натолкнувшись на холодную стену безразличия, почувствовали себя обманутыми.
     
Вскоре после начала своего президентского срока Путин выступил с предложением о вступлении России в НАТО, однако, по мнению государств, входящих в этот блок, это было похоже на то, как слон пытается залезть в ванную, но не для того, чтобы помыться, а чтобы ее разрушить. В этот редкий в российской истории период, когда Россия неоднократно пыталась протянуть Западу оливковую ветвь, Запад не ответил взаимностью, что заставило эмоциональных по своему характеру русских испытать чувства одиночества и злости. Они пошли на сокращение своей территории, а Европа и США проигнорировали существование России и стали оказывать давление на сферу ее интересов. Как же Россия, столь чувствительная к своей территориальной безопасности, привыкшая к положению "старшего брата" и роли спасителя, могла оставаться безучастной такому положению вещей? Несомненно, это вызвало возмущение пылких россиян. И раз уж США вызывают у России недовольство, то реакция России - сделать недовольной Америку.
       
Общеизвестно, что экономический центр России находится в европейской ее части, и страна в значительно большей степени связывает свою самоидентификацию с Западом, чем с Востоком. Однако, отношения России с западными странами всегда строились на очень противоречивой основе. Огромная территория страны и структура ее внутреннего устройства не позволяют России стать центром в системе западного мира. Выпуклая специфичность государства, общества и культуры трудно сочетается с системой, принятой на Западе. Это и есть так называемые "неразрешимые противоречия", "историческая трудность" и "замкнутый круг" России.
В 19-м веке, в "золотую эпоху" России, её мыслители считали, что Россия – это особый мир, и необходимо идти своей дорогой, а не слепо копировать Запад. Подражание Западу приведет к потере своей уникальности, затем к подчинению западным державам и, в конце концов, к полному исчезновению.
       
Как же получилось, что Россия, всегда игравшая роль "последней надежды спасения умирающего Запада", вдруг стала служить ему подпевалой? Статус и положение российского государства, пережившего несколько экономических встрясок, совершили исторический разворот к прошлому. Согласно опросам общественного мнения, большинство воспринимает слово "Запад" не как антоним слова "Восток", а как антоним слова "низкоразвитый". А ведь исторически Запад только причинял вред России, относился к ней как к врагу, а сегодня является источником культурного мусора. России должно было бы определить себя в качестве "одного из центров мирового противостояния либерализму", стремиться к установлению "российского образца" противостояния Западу.
     
Одной из основ российской нации является движущие силы, унаследованные от Советского Союза. Но эти движущие силы включают в себя как понятие царизма императорской России, так и понятие "господства" советских времен. Именно здесь российский триколор и советский серп и молот приобретают схожие черты. Когда китайцы видят в России "серп и молот" или красную звезду, то склонны объяснять это верностью идеалам коммунизма и советской системе. На самом же деле этим передаются гораздо более сложные чувства и символика. То, к чему возвращается Россия – отнюдь не идеология социалистической системы, это "выкопанное" из отброшенной идеологии национальное стремление к восхищению и прославлению прошлого. В ходе разнонаправленных процессов падения гегемонии идеологии и вступления в силу гегемонии национализма произошла подмена одного другим. Восстановить идеологию старой системы очень трудно, а вот наследие царской империи никогда ведь так и не было искоренено, от имперского мировоззрения не избавиться в одночасье.
       
Есть люди, которые считают, что у России в истории нет определенной исторической цели. Каждый раз, когда страна оказывается на перепутье, остро встают вопросы об уровне развития, на котором страна находится в данный момент, о теории, которая позволит самоопределиться, например: судьба России, место России в истории, как относится к уникальности России, общие и различные черты России и Запада, путь России. Такого рода вопросы вызывают горячие споры. Начиная с 19-го века, в среде российской интеллигенции идут словесные баталии, в поисках ответов на вопросы: "Каков смысл существования России в мировой истории", "Как в будущем Россия сможет проявить себя в мире". Так появились "славянофилы" и "западники". Но споры по этим вопросам продолжаются, и даже сегодня, через 150 лет, не приносят результата. Это свидетельствует и о масштабе и значимости противоречий, и о степени трудности самоопределения.
   
Эти трудности самоидентификации повлияли на неравномерность развития страны. Некоторые определяют это как неспособность России к руководящей роли.
       
Сегодняшний выбор России – стремление к созданию сильного государства, так как, по мнению русских, в мире уважают только сильных. Недавнее положение России как "страны второго эшелона" заставило ее почувствовать изменение отношения к себе. Желание называться и быть сильными неизменно присуще русским, и поэтому большинство россиян сейчас уже не поддерживает политику, направленную на сужение границ России, имевшую место после переворота. Они считают, что положение "микроимперии" не соответствует требованиям безопасности страны.
       
Сейчас русские считают необходимым превратиться в престижную державу, и надеются, что это послужит цементирующим началом нации. Русские говорят, что, только став патриотом, человек может заявлять о правах и о личности. Путин считает, что единственный возможный для России выбор – это стать сильным и уверенным в себе государством. Россия должна занять свое место в ряду сильных, экономически продвинутых, влиятельных государств, и все усилия должны быть направлены на это. Возрождение России должно опираться на сильную государственную власть и усвоить уроки прошедшего десятилетия. Разговоры о демократии и свободе должны исходить из российской истории и геополитического положения страны. Все речи Путина проникнуты идеями возрождения России, восстановления положения великой державы, исполнения мечты о сильном государстве.
     
Россия – государство, у которого давно сложился "комплекс опасности". Естественные природные условия бескрайней восточно-европейской равнины, память о нападениях, которым подвергалась их исконная территория, а также 240 лет монгольского владычества, все эти исторические события привели к возникновению у русских своего рода ощущения незащищенности, тревоги о своей безопасности. С течением времени это чувство закрепилось на генетическом уровне, и у всего народа имеется повышенная чувствительность и требовательность к вопросам собственной безопасности. Мыслительная установка на то, чтобы твердо стоять на своей позиции, сильно укоренилась.
       
Однако, при этом внутри страны всегда считалось, что российская экспансия, направленная вовне, абсолютно закономерна, и очень мало было "трезвых умов", которые подвергали сомнению правомерность такого националистического нарушения границ. Другая особенность, возникшая из-за уверенности в своей правоте, – это то, что Россия чрезвычайно чувствительное государство, оно постоянно нуждается в признании другими странами своего державного положения и уважения территории своих приоритетных интересов на постсоветском пространстве.
     
США вычеркнули Россию из списка держав первого эшелона и не признают сферу влияния России в каком бы то ни было государстве. Это привело к возникновению для обеих сторон противоречия, исходящего из разницы в мышлении. Ощущение обманутости еще свежо в памяти, и Россия на любое предложение Соединенных Штатов без должного обдумывания отвечает "нет". Ее не устраивает, когда такие государства, как США, пытаются верховодить мировой системой.»
     
Цзинь Янь, профессор гуманитарного института Китайского университета политических наук и права (China University of Political Science and Law), известный специалист по изучению России и Восточной Европы. "Наньфан души бао", Китай
   
Источник: bulochnikov - "Китайский профессор о русских и о России."
     

     
       
       

  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account